«…слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,— сила Божия» (1 Кор.1,18).
27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня — один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви. Праздник, вобравший в себя три разновременных события истории Животворящего Древа, и который сохраняется в мире уже в течение семнадцати столетий.
Первое событие уходит корнями в I век, когда древние римские императоры-язычники предпринимали всевозможные попытки истребления памяти о подвиге Господа нашего Иисуса Христа.
Так, по приказу римского императора Адриана, гора, на которой пострадал Иисус Христос за весь человеческий род, была засыпана, а на месте распятия было установлено капище языческой богини плодородия Венеры. Лишь спустя 300 лет во время правления императора Константина Великого, гонения на христиан были прекращены, а христианские верующие обрели возможность поклониться Гробу Господню и Животворящему Кресту.
Великая роль поиска Животворящего Креста была поручена матери императора Константина — Елене. Женщине пришлось искать следы потерянного сокровища среди враждебно настроенных к христианству иудеев. Благодаря ее отважности было найдено место погребения и распятия Иисуса Христа, а языческое капище было уничтожено.
На месте поисковых работ нашли три креста и Гроб Господень. Чтобы понять на каком именно кресте был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возлагал на каждый крест тело покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил, что стало ознаменованием обретения Животворящего Креста. Впоследствии Крест был воздвигнут на горе, чтобы каждый верующий мог поклониться христианской святыне.
Так совершилось обретение Креста Господня. Через 326 лет после распятия Спасителя Животворящее Древо Креста Господня опять стало проповедником силы и Божества Христова.
После обретения Животворящего Креста Господня равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включивший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.
Храм строился десять лет и был освящен 13 сентября 335 года, а на следующий день Крест Господень был воздвигнут в храме, и в этот день было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Это стало вторым событием православного праздника.
Начиная с VII века с этим днём стали соединять и память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием. В 629 году персидский царь Хозрой II разграбил Иерусалим, разбив греческое войско, и увёз Животворящий Крест в Персию. Там он пробыл почти 14 лет, пока Хозроя не победил император Ираклий. Он и возвратил христианам их святыню.
Когда Ираклий торжественно нёс Крест Господень в Храм, возведённый некогда императором Константином, он вдруг остановился и не мог сдвинуться с места. Тогда ему подсказали, что даже Христос, вознося Крест на Голгофу, был в униженном и оскорблённом виде. Император снял венец и порфиру, облачился в простые одежды и только тогда смог продолжить свой путь.
Таким образом, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — это обретение Крестного Древа, построение храма Воскресения Господня на Голгофе, и внесение Животворящего Креста в этот храм, а также последнее возвращение Животворящего Древа из плена и водворение его на Голгофе, на своем первоначальном месте.
Крест получает особое значение в борьбе христианина с невидимыми врагами его спасения, особенно в руках подвижников. Андрей Критский говорил: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество», что и следует сделать нам, верующим, в этот поистине Великий Праздник.