Мученица Татьяна Гримблит

ПРЕДИСЛОВИЕ



Великий отец и учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст в похвалу мученикам некогда сказал: «Сильнейшим поистине доказательством воскресения служит то, что Христос умерщвленный явил после смерти такую силу, что живых людей убедил презирать и отечество, и дом, и друзей, и родных, и самую жизнь ради исповедания Его и настоящим удовольствиям предпочитать бичевания, опасности и смерть… Не только мужи, но и нежные дети и не знавшие брака девы, и вообще всякий возраст и каждый пол стремятся на смерть за благочестие».

Для верующей души, жаждущей спасения и вечной жизни со Христом в Царстве Небесном, знакомо это чувство — готовность претерпеть какие угодно испытания, лишь бы достичь Небесного Отечества. Но наша любовь к Богу очень часто оказывается бесплодной, потому что мы имеем такое сердце, которое Христос в притче о сеятеле уподобил сухой каменистой земле, или же такое, в котором столько терний, что они заглушают все ростки добра и не дают им возможности набрать силу.

Но есть и было немало и таких людей, которые исполнили заповеди, мужественно претерпели все испытания за веру и принесли Богу обильный плод иной во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать (Мф. 13, 23). В наши времена Господь явил чрезвычайное множество святых. Русская Православная Церковь в ХХ веке принесла обильный духовный плод — неисчислимый сонм новомучеников и исповедников. Наши новые святые, как и святые древние, своей кровью засвидетельствовали истинность и спасительность православной веры. Они помогают нам, людям суетным, мятущимся в своем отчаянии, спастись; они, как маяки, освещают путь в нашем житейском многомятежном плавании; они есть соль, благодаря которой мир удерживается от
окончательного разложения и погибели. Безбожная власть сделала всё возможное, чтобы мир никогда не узнал о новых мучениках и исповедниках. Свой мученический подвиг святые страдальцы совершили не перед толпами народа, а за толстыми тюремными стенами и высокими лагерными заборами, свидетели же их жизни уже ушли в мир иной. Поэтому как великое сокровище и дар беспредельной Божией к нам любви должны мы воспринимать всё то, что стало нам известно о мучениках и исповедниках, что сохранили для нас их почитатели и родственники.

Жизнь мученицы Татианы (Гримблит) была целиком посвящена служению Богу и ближним. Так же, как древние мученицы, она восхищает нас своим целомудрием и неустрашимой решимостью безропотно и до конца нести крест жизненных страданий своих и чужих. Ее внутренний человек, исполненный девственной чистоты, как некий духовный магнит, влечет к себе своей христоподражательной красотой, доставляя душам нашим отраду и утешение. Какая сила духа в мучениках Христовых! Богомудрые гимнографы Церкви, прославляя подвиг святых жен-мучениц, такими словами изъяснили его суть: «Агница Твоя, Иисусе, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша». Что еще можно добавить к похвале той, которую прославил Христос? Господу было угодно, чтобы сохранились стихи мученицы Татианы. Не великолепие стихотворного слога влечет к себе читателя этих стихов, а в первую очередь беспредельная, вечная любовь ко Христу, выраженная
в слове и засвидетельствованная самой жизнью и смертью святой мученицы.


Протоиерей Максим Максимов