Святитель Макарий (Невский) митрополит Московский и Алтайский

От Издателей

Среди многочисленных забот, которыми живет сегодня Русская Право славная Церковь, особого внимания достойны вопросы миссио­нерства и христианского просвещения. Знаменательно, что на Юбилей­ном Архиерейском Соборе 2000 года была совершена канонизация не только Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века, но и двух подвижников нашей Церкви, просиявших в трудах апостоль­ского просвещения народов нашего отечества. Это известные труженики Алтайской Духовной миссии преподобный Макарий (Глухарев), основа­тель миссии, и продолжатель его дела святитель Московский и Алтайский Макарий (Невский).

Со времени их канонизации следовало бы ожидать появления много ­численных книг, содержащих исследования об их миссионерской деятель­ности, эпистолярном и гомилетическом наследии. Нельзя сказать, что таких книг не появилось вовсе, но число их столь мало, что смело можно утверждать: современное церковное общество мало уделяет внимания под ­вигу этих святых и тому вкладу, который они внесли в созидание и расши­рение нашей Святой Церкви на территории России и, в частности, Алтая.

Данное собрание проповедей святителя Макария Московского лишь отчасти может восполнить образовавшийся пробел. Труд по полному выяв­лению и публикации всего комплекса документов, относящихся к обстоя ­тельствам жизни и служения преподобного Макария, равно как и святи­теля Макария, еще ждет своих делателей и займет немало времени.

Нынешняя публикация основана на издании «Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний и наставлений) Макария, митрополита Московского и Коломенского, за все время служения его в архиерейском сане (1884–1913)» (Сергиев Посад, 1914. 1136, ХХ стр.) и допол нена рядом проповедей, опубликован­ных после 1913 года. Случаи, когда проповедь перепечатывается из этого сборника, не оговариваются специально; если же проповедь взята из дру­гого источника, то он указывается в примечании. Кроме того, издатели посчитали необходимым дополнить публикуемое гоми летическое насле­дие рядом статей и переводов святителя Макария об Алтае, миссии и мис­сионерах. Особый интерес могут представлять его ранние дневниковые записи, а также ряд писем, полученных от обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева.

Издатели постарались дополнить текст необходимым количеством примечаний, облегчающих его понимание. Для лучшего усвоения про ­читанного большая часть цитат из Священного Писания приводится по русскому переводу Библии издания Московской Патриархии 2010 года. Исключение сделано лишь в немногих случаях, когда церковно-славян­ский текст Священного Писания своими стилистическими или смысло­выми особенностями полнее раскрывает мысль автора.

Нравственно-богословские воззрения святителя в первую очередь отра жают его духовный облик — облик смиренного подвижника, прос ­того, не любя щего ничего вычурного, искусственного. Проповедуя учение о Боге и высокие истины христиан ской нравственности, святитель гово­рит об этом очень просто, чтобы слушатели его усвоили дух Христова уче­ния, а не прельстились формой, в которую облечено это учение. Безыскус­ственность и доступность его речи делают проповеди удобным пособием для церковных проповедников и доходчивым христианским чтением как в храме, так и в кругу семьи.

Многообразие затрагиваемых святителем Макарием тем, охваты­вающих события и явления церковной, государственной, общественной и личной жизни за большой отрезок времени, предлагает богатый мате­риал исто рикам, а глубочайший духовный опыт и христианская оценка событий позволят совре менному читателю почерпнуть много полезного для своей духовной жизни.

Желаем вам получить от чтения истинное христианское утешение, вразум ление и укрепление для прохождения благочестивого жития, исполненного преданности Промыслу Божию.

В Послании к Ефесянам (3, 8–21) святого апостола Павла есть слова, которые вполне отражают суть служения святителя Макария и содержа­ние его равно апостольского подвига: Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богат­ство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом… Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, кото рые суть ваша слава. Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отече­ство на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.